Наверх
Блоги
05/04/2017

ТЕМА: РАННЕРОДОВАЯ ОБЩИНА ОХОТНИКОВ, СОБИРАТЕЛЕЙ И РЫБОЛОВОВ.

По-другому жили мезолитические общины, ориентированные преимущественно на прибрежные ресурсы. Они представлены, например, археологическими культура in маглемозе в Западной Европе и сходными с ней в Восточной Прибалтике, дземон в Японии, капси на побережье Северной Африки, рядом культур Северо-Восточной Сибири, северной и южной оконечностей Американского материка. Одна из них — культура яга-нов и алакалуфов Огненной Земли — в силу изоляции этого архипелага может быть в общих чертах охарактеризована по этнографическим данным нового времени. Яганы и алакалуфы ловили рыбу, собирали моллюсков и крабов, охотились на морского зверя и птиц, часть яганов — также на гуанако. На суше собирали коренья, ягоды, грибы. Главным охотничьим оружием были копья и гарпуны с зазубренными костяными наконечниками. Были известны и лук со стрелами, снабженными каменными или костяными наконечниками, а также праща и бола. Для ловли рыбы пользовались леской со скользящей петлей или плетеной ловушкой, для собирания даров моря — древками с расщепленным наконечником. Многие орудия труда — ножи, скребки, шилья и т. Лодки, иногда достигавшие в длину 6 м, сшивали из коры, и, хотя это требовало большого труда, они были недолговечными. Жилища сооружали из стволов деревьев или ветвей, покрывая их зимой тюленьими шкурами, а летом — корой, листьями, водорослями. Жилища были невелики, но имеются сообщения и о крупных общественных сооружениях. Посреди хижины а также и посреди лодки — на земляном возвышении почти всегда поддерживался огонь. Одеждой служили короткие распашные плащи из тюленьих или выдровых шкур и небольшие передники. Пищу жарили или пекли, но уже умели и подогревать воду, бросая в раковинные сосуды раскаленные камни. Это было так называемое камневаре-ние — наиболее примитивный способ варки. В окружавших поселения свалках кухонных отбросов было много раковинных куч, что вообще типично для ориентированных на прибрежные ресурсы мезолитических культур. Историческая реконструкция социально-экономических отношений в раннепервобытной общине, как, впрочем, и всех других аспектов характерных для нее общественных отношений, представляет большие трудности. Сколько-нибудь уверенно судить об общественных отношениях можно только по данным этнографии. Этнография же, как уже говорилось, располагает сведениями главным образом лишь о раннепервобытных общинах мезолитического облика. Между тем на значительной части ойкумены к эпохе мезолита изменилась природная среда, население стало более подвижным, и это не могло не отразиться на самых различных сторонах его жизни. К тому же ко времени, когда этнография впервые занялась изучением раннепервобытной общины, последняя повсеместно претерпела изменения, связанные с развитием в условиях изоляции или же, напротив, с влиянием соседних обществ, с европейской колонизацией и т. Из-за всего этого для исторической реконструкции стадии в целом приходится прибегать к проекции данных мезолитического времени на верхнепалеолитическое время и пользоваться методом не только аналогов, но и пережитков.

Получаемая картина во многом предположительна и неодинакова у разных ученых.

СТАДИЯ РАННЕПЕРВОБЫТНОЙ (РАННЕРОДОВОЙ) ОБЩИНЫ

Однако имеющиеся разногласия — это, как правило, разногласия по относительно частным вопросам. Они не затрагивают главного: На протяжении всей стадии раннепервобытной общины уровень производительных сил был таков, что, во-первых, выжить можно было только при условии тесной кооперации трудовых усилий и, во-вторых, даже при этих условиях общественного продукта добывалось не больше или немногим больше, чем было необходимо для физического существования людей. Добыча таких крупных животных, как мамонт или шерстистый носорог, в позднем палеолите приледнико-вых областей Евразии, загонная охота на лошадей, быков, оленей и других стадных животных, повсеместно практиковавшаяся в верхнем палеолите и не утратившая своего значения в мезолите, ловля рыбы с помощью различных ловушек, сооружение жилищ и лодок — все это всегда или достаточно часто требовало совместных усилий общины. Но дело не сводилось к необходимости коллективных действий. Результаты присваивающего хозяйства далеко не всегда предсказуемы: Поэтому даже при индивидуальной охоте, рыболовстве, собирательстве неудачу одних приходилось возмещать удачей других. Это было тем более необходимо, что совокупной добычи общины во всех областях ее присваивающей деятельности и на протяжении года в целом обычно едва хватало для обеспечения жизненных потребностей. Конечно, были сезоны, когда создавался избыток пищи, имелись районы, где такой избыток образовывался относительно чаще. Но в целом простое присваивающее хозяйство низших охотников, рыболовов и собирателей позволяло получать, как правило, лишь жизнеобеспечивающий и только как исключение избыточный продукт. И тем самым для раннепервобытной общины становились необходимы коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее, распределение. В коллективной собственности, по-видимому, находилось прежде всего главное средство производства — земля, в данном случае промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и собирательства, сырьем для производства орудий, утвари и т.

раннеродовая община охотников собирателей и рыболовов

Такой порядок засвидетельствован, в частности, у аборигенов Австралии, яганов и большинства других, сходных с ними по уровню развития этнографических групп. В то же время у некоторых таких групп алакалуфы, часть эскимосов, хадза Восточной Африки собственности на промысловую территорию вообще не было, и на этом основании часть ученых считает, что на стадии раннепервобытной общины собственность на угодья не фиксировалась. Это едва ли верно: Широко засвидетельствована также коллективная собственность на охотничьи загоны и рыболовные запруды, лодки, жилища и огонь. Сложнее вопрос о том, как понимать принадлежность отдельным лицам индивидуальных и притом часто изготовленных ими самими орудий труда — топоров, копий, луков со стрелами и т- п. В этнографических описаниях они обычно характеризуются как личная собственность, и косвенно это подтверждается тем, что со смертью владельца они либо погребались вместе с ним, либо наследовались близкими. Такие погребения известны и на археологическом материале, например, на верхнепалеолитической стоянке Сунгирь в Сибири. Наконец, в пользу этого понимания принадлежности индивидуальных орудий и бытовых предметов говорят некоторые общие соображения: Но, с другой стороны, у аборигенов Австралии, алакалуфов, яганов, бушменов и ряда других групп существовали обычаи, разрешавшие брать без спроса принадлежавшие члену той же группы предметы либо даже обязывавшие ими делиться. Исходя из этого, некоторые ученые полагают, что в данном случае имело место только личное пользование вещами, находящимися в коллективной собственности. Видимо, все же правильнее говорить о нестрогой личной собственности, как бы подчиненной общему принципу коллективной собственности. Коллективной была и собственность на пищу или другую добычу. Независимо от того, как — коллективно или индивидуально — она была добыта, распределение ее было уравнительным, или равнообеспечивающим. По-видимому, древнейшим принципом дележа добычи, отмеченным у ряда низших охотников, рыболовов и собирателей, а в пережитках — и у более развитых групп первобытного человечества, был ее раздел между присутствовавшими либо всеми вообще членами общины. Широко засвидетельствована также коллективная собственность на охотничьи загоны и рыболовные запруды, лодки, жилища и огонь. Сложнее вопрос о том, как понимать принадлежность отдельным лицам индивидуальных и притом часто изготовленных ими самими орудий труда -топоров, копий, луков со стрелами и т. В этнологических описаниях они обычно характеризуются как личная собственность, и косвенно это подтверждается тем, что со смертью владельца они либо погребались вместе с ним, либо наследовались близкими. Наконец, в пользу этого понимания принадлежности индивидуальных орудий и бытовыx предметов говорят некоторые общие соображения: Коллективной была и собственность на пищу или другую добычу.

Независимо от того, как - коллективно или индивидуально — она была добыта, распределение ее было уравнительным, или равнообеспечивающим. По-видимому, древнейшим принципом дележа добычи, отмеченным у ряда низших охотников, рыболовов и собирателей, а в пережитках - и у более развитых групп первобытного человечества, был ее раздел между присутствовавшими либо всеми вообще членами общины. При этом даже самый удачливый добытчик получал не больше других. Во многих общинах аборигенов Австралии человек, убивший кенгуру, не имел на него никаких особых прав, и при разделе ему доставалась едва ли не худшая часть мяса. У бушменов, по сообщению очевидца XVIII в. Такой коллективизм в распределении был не просто автоматическим следствием коллективного производства, а необходимым условием выживания в условиях примитивного присваивающего хозяйства с его низкой производительностью труда и частой нехваткой пищи. Коллектив, получавший лишь жизнеобеспечивающий продукт, должен был регулировать потребление в интересах всех своих членов и не допускать положения, при котором одни благоденствовали, а другие голодали. Вот почему в случаях необходимости, при чрезвычайных обстоятельствах трудоспособные могли получать последние куски пищи, а их иждивенцы оставаться голодными. Иное положение складывалось там, где уже на стадии раннепервобытной общины коллектив начинал получать не только жизнеобеспечивающий, но избыточный продукт. Вместе с избыточным продуктом и трудовым распределением зародился обмен. Обмен возник в межобщинной форме, при которой различные коллективы снабжали друг друга специфическими богатствами их природной среды, например, ценными сортами камня и дерева, раковинами и охрой, янтарем и т. Помимо коллективной существовала и личная собственность на индивидуальные орудия труда, оружие и предметы. При этом, любой охотник, возвращаясь с охоты, отдавал свою добычу в общий котел, и даже при неудачной охоте он мог претендовать на долю еды, добытой другими охотниками. В раннеродовом обществе не было разделения труда между разными группами производителей: В частности, на долю взрослых мужчин приходились работы, требующие большой физической силы: Женщины занимались собирательством, готовкой пищи, изготовлением посуды, одежды, домашней утвари, воспитанием детей, женщины время от времени могли участвовать в загонной охоте или в вылове рыбы. Дети не участвовали в военных столкновениях, не имели права голоса в народном собрании. Трудиться они должны были с малых лет: Переход из одной группы в другую был важным делом и сопровождался посвятительными обрядами — инициациями посвятительными обрядами при переходе от одной возрастной группы в другую. Такие обряды могли растягиваться на длительный срок и быть сложными: Как правило, инициация имела несколько этапов: Испытания касались физической стороны: Часто во время испытаний сами испытуемые были уверены, что умирали и воскресали новыми людьми.

После всех испытаний следовал период уединения, который длился несколько месяцев, а то и год. Юноши селились в хижинах, где их обучали некоторыми секретным знаниям тайного рода: Затем шло возвращение посвящаемых к повседневной жизни, и строилось оно как возвращение новых людей с новыми именами, и они должны были изображать, что забыли все, что было раньше. Инициации воспринимались как смерть и второе рождение. Многие исследователи считают, что многие сказки отражают обряд инициации: После обрядов инициации подростки пополняли ряды взрослых членов рода, взрослые юноши и девушки жили отдельно: Опять же были свои мужские тайны и женские секреты. Мужчины и женщины были равноправны в деле жизни и управления данным родом, и отдельный человек мог быть принесен в жертву ради общественной необходимости. Например, в голодные времена общество избавлялось от стариков и деток — это рациональная мера самосохранения. Эти обычаи сохранялись довольно долго, можно прочитать о них уже в средневековых источниках. Морган, важнейшим исключительным признаком рода стало появление экзогамии — запрета на половые отношения внутри родственного коллектива. Существует немало гипотез о причинах появления экзогамии, но несомненно, что данное явление способствовало уменьшению конфликтов внутри коллектива, содействовало подчинению личных интересов общественным. Много споров среди исследователей вызывала проблема соотношения рода, как основной социальной ячейки, и общины, как производственного коллектива. Род представлял собой группу лиц, ведущих свое происхождение и, соответственно, имеющих счет родства по одной, чаще женской, линии. Классификация источников по истории Древнего мира. Хронологические рамки истории первобытного общества. Основные вехи процесса антропогенеза. Причины возникновения родовой организации. Раннеродовая община охотников, собирателей, рыболовов. Эволюция органов власти рода. Причины гибели первобытнообщинного строя. Особенности социально-экономического развития народов Древнего Востока. Особенности восприятия человеком Древнего Востока мира природы, пространства и времени. Ранняя история Месопотамии и первые деспотии. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

Происхождение мышления и речи. Единство трудовой деятельности, речи и мышления. Язык как средство коммуникации. Основные средства существования мадленскому человеку давал все же северный олень: Северный олень — кочующее животное. Зимой он живет на юге, в окраинной полосе лесов, летом откочевывает на север на тундровые пастбища. Мадленский охотник, следуя за стадом оленей, постепенно осваивал северную окраину позднепалеолитической ойкумены. Позднепалеолитические памятники на территории СССР известны на значительно более широкой территории, чем мустьерские, в частности в бассейнах рек Оки, Чусовой, Печоры, Енисея, Лены, Ангары. На Печоре находится самый северный в мире из пока известных позднепалеолитический памятник — Медвежья пещера. Позднепалеолитические памятники Русской равнины принадлежат к европейской приледниковой области. Большое количество разновременных иногда многослойных позднепалеолитических памятников раскопано на Днестре, в бассейне Десны, и на Дону, в окрестностях сел Костенки и Боршево.

раннеродовая община охотников собирателей и рыболовов

Стоянки Сибири относятся к сибирско-китайской области. Ранние памятники Буреть на р. Ангаре, Мальта на р. Белой по времени соответствуют западноевропейскому солютре и сходны с ним по облику каменной индустрии. Это типичные постоянные лагери охотников на мамонтов, носорогов, диких быков и лошадей. Для более поздних памятников типа Афонтовой горы на р. Енисее у Красноярскапо времени существования соответствующих мадлену, характерно преобладание массивных каменных орудий, напоминающих мустьерские и приспособленных для обработки дерева. Позднепалеолитическая культура Сибири продолжала в малоизмененном виде существовать и позже, когда постепенно исчезли арктические виды животных и установились современный таежный климат и ландшафт. Стоянки Крыма, Кавказа и Средней Азии относятся к африканско-средиземноморской области. Для них характерна менее развитая обработка кости. Наряду с охотой здесь большую роль играло собирательство. В Китае и Юго-Восточной Азии позднепалеолитических культур в западноевропейском их понимании не существовало. Вплоть до неолита культуры этой области носят раннепалеолитический облик. В то же время культуры Северного Китая близки к сибирскому палеолиту и резко отличны от южнокитайских культур. Поздний палеолит Африки плохо изучен. Отдельные находки каменных орудий сделаны в Нигерии и Конго. В Сахаре на плато Тассили найдены сходные с мадленскими гарпуны. Наскальные рисунки более позднего времени свидетельствуют о том, что здесь в древности была богатая фауна, вероятно, служившая объектом позднепалеолитической охоты. Данные археологии могут быть пополнены этнографическими материалами по австралийцам. Правда, их техническое оснащение не тождественно позднепалеолитическому; каменная индустрия обнаруживает широкий диапазон от грубых палеолитических форм до изделий неолитического облика; австралийцы не знали лука со стрелами, но в то же время у них имелись шлифованый топор и водные средства сообщения. Предполагается, что австралийцы появились в области своего нынешнего обитания в позднем палеолите — мезолите и, попав в условия культурной изоляции, развивались крайне медленно, а местами, может быть, и регрессировали. Но так или иначе, ко времени европейской колонизации в их технике сохранились значительные традиции позднего палеолита их хозяйственный уровень во многих своих чертах близок к позднепалеолитическому. Основными каменными орудиями австралийцев были резцы, ножевидные пластины, использовавшиеся как ножи и наконечники копий, и топоры. Лучшие наконечники копий изготовлялись с помощью отжимной техники, топоры частично или целиком шлифовались. Имелись орудия из раковин обычно скребки и кости отжимники, ножи, проколки и др.

раннеродовая община охотников собирателей и рыболовов

Камень, раковина и кость служили для изготовления деревянных орудий. Важнейшим охотничьим и одновременно боевым оружием австралийцев были копье и палица. У них имелось несколько видов простых и составных копий. Большинству племен австралийцев была известна деревянная копьеметалка.

Ранняя (раннеродовая) община

Палицы употреблялись как ударные, так и метательные. Своеобразным видом метательной палицы был бумеранг — изогнутый плоский кусок дерева, которым издалека и с большой силой попадали в намеченную цель. Охотились на кенгуру и других сумчатых, страусов-эму, тюленей, крокодилов, морских черепах. При добыче кенгуру наряду с различными способами индивидуальной охоты практиковались коллективные облавы и загоны, в которых участвовали и женщины. На тюленей, черепах и крокодилов обычно охотились также сообща. Занимая ведущее место в экономике австралийцев, охотничье хозяйство выработало у них изумительные приемы промысловой сноровки — доскональное знание повадок животных, изобретательность в маскировке, неутомимость в преследовании, виртуозность в обращении с оружием. В некоторых наиболее благоприятных для жизни районах австралийцы жили оседло, в крупных поселках с вместительными в отдельных случаях до мг каркасными постройками, напоминающими позднепалеолитические жилища Европы. Но чаще поиски средств существования заставляли австралийцев большую часть времени передвигаться в пределах своей промысловой территории, пользуясь лишь небольшими временного типа жилищами, шалашами, ветровыми заслонами. Главным средством защиты от холода служил огонь, который добывали трением двух кусков дерева. Согревающая одежда была известна лишь на юго-востоке Австралии сшивные плащи из шкурок опоссумав других местах ограничивались набедренными повязками или ходили голыми. Местами для защиты от холода натирались жиром или смесью жира с охрой. Животную пищу ели жареной, печеной или тушеной в нагретых раскаленными углями земляных ямах; варки пищи не знали. Мезолитические костяные орудия с кремневыми вкладышами 1—Дания; 2—4— Прибайкалье; 5 — Вади эн-Натуф, Палестина. Следующий этап в развитии раннеродовой общины прослеживается по археологическим памятникам мезолита. Начало мезолита совпадало с окончательным оттаиванием ледникового панциря и с установлением на Земле в общем современного климата. Флора и фауна приобрели более или менее современный облик. С концом ледниковой эпохи в Южной и Центральной Европе исчез северный олень. Основной добычей охотников стали лось, благородный олень, зубр, кабан, косуля, а также мелкие животные и водоплавающая птица. Для мезолитической техники характерно распространение микролитов — маленьких 1—2 см длиной кремневых орудий, имеющих форму треугольников, ромбов, трапеций, сегментов.

  • Рыбалка на спиннинг на кинеле
  • Аксессуары и фурнитура для надувных лодок
  • Модули для картплоттеров
  • Рыбалка на селигере остров
  • Микролиты употреблялись в качестве вкладышей в продольных прорезях костяной или деревянной оправы. Так получалось деревянное или костяное орудие с кремневым режущим краем из микролитов. Важнейшим достижением мезолитической техники было появление лука и стрел. Возможно, что лук появился еще в мадленскую эпоху, но его распространение несомненно относится только к эпохе мезолита. Это новое дальнобойное оружие дало новый толчок развитию охоты. Другим важнейшим событием в истории культуры, также восходящим еще к позднему палеолиту, но получившим распространение только в мезолите, явился первый шаг в истории скотоводства — одомашнение собаки. На начальных этапах одомашнения морфологические различия в строении скелета диких и домашних животных еще настолько незначительны, что остеологические материалы не дают возможности с уверенностью судить, были ли уже одомашнены те или иные животные. В северных областях, а в конце мезолита вообще в разных районах появляются грубо-оббитые рубящие орудия макролиты: Широкое распространение гарпуна и находки на поселениях большого количества костей рыбы свидетельствуют об интенсивном развитии рыболовства.

    раннеродовая община охотников собирателей и рыболовов

    Мезолитические люди расселились дальше на Север, освоили Шотландию, Скандинавию, Прибалтику, даже часть побережья Северного Ледовитого океана, широко расселились по Америке. Быт мезолитических охотников и рыболовов лучше всего изучен по многочисленным стоянкам Европы. Они всегда заключались в приобщении подростков -- обычно каждого пола в отдельности -- к хозяйственной, общественной идеологической жизни полноправных членов общины. Сложен вопрос о наличии среди взрослых членов раннепервобытной общины главенствующей возрастной категории. Очень вероятно, что уже на этой стадии существовала так называемая герантократия власть старейших. С возникновением родовой организации и свойственной ей дуальной экзогамии, в первобытном обществе возник брак, т. Одновременно, а по другой точке зрения несколько позже, возник институт семьи, регулирующий отношения, как между супругами, так и между родителями и детьми. Вопрос о первоначальной форме брака пока еще не может быть решен однозначно.

    Войти с помощью:

    Добавить комментарий

    Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

    Вы ввели некорректные логин или пароль

    Войти с помощью:
    Извините, для комментирования необходимо войти.

    Выбираем лучший флагман на текущий момент

    Результаты

    самые лучшие поверхностные воблера Загрузка ...

    Keddr в социалочках



    Modal box

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: