Наверх
Блоги
05/04/2017

Россия и Болонский процесс

Выявить уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в России. Актуальность данной работы объясняется следующим: И сейчас, на пороге года целесообразно подвести итоги и понять, насколько они продвинулись в реализации принципов Болонской Декларации.

болонский процесс в россии проблемы внедрения

Таким образом, объектом нашего исследования является непосредственно Болонский процесс. Предметом работы стали причины присоединения России к этому процессу и этап реализации его основных положений. Ниже будут раскрыты преимущества нашей страны от вхождения в этот процесс, а также факторы, мешающие нашей образовательной системе более полно интегрироваться в европейское пространство высшего образования. Об основной цели вступления России в Болонский процесс говорят мало, подменяя ее задачами. Шадриков формулирует цель участия нашей страны в этом процессе так: Россия должна обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего профессионального образования как на европейском, так и мировом рынках труда1. Такая формулировка, на наш взгляд, наиболее удачно отражает основную причину присоединения России к Болонскому процессу. Также нам представляется логичным связать причины вступления России в этот процесс с теми целями, на которые он направлен. Согласно Болонской Декларации, первостепенными целями для создания европейской зоны высшего образования являются:. Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому. Принятие системы, основанной на двух основных циклах — достепенного и послестепенного. Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения длительностью не менее трех лет. Внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS — европейской системы перезачета зачетных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Содействие мобильности студентов и преподавателей путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий1. Остановимся на этих целях подробнее и рассмотрим их выгоды для образовательной системы нашей страны. Выгода России от принятия системы легко понимаемых и сопоставимых степеней очевидна. Если диплом российских вузов станет европейским, если российские степени бакалавра и магистра будут безоговорочно признаваться в Европе, студентам из СНГ будет целесообразно обучаться в России, а уже потом трудоустраиваться в тех странах, где есть потребность в квалифицированных работниках.

Приложение к диплому сделает его образовательные степени узнаваемыми и признаваемыми по всей Европе, что существенно увеличит шансы выпускников на трудоустройство по специальности. С дипломом бакалавра или магистра и Приложением европейского образца студент сможет участвовать в конкурсах на замещение вакансий за рубежом, возрастут его перспективы найти работу по профессии. Со временем Приложение полностью отменит необходимость дополнительного сопоставления дипломов. Выпускники российских вузов станут полноценными конкурентами для иностранных бакалавров и магистров не только в совместных предприятиях на территории России и в представительствах иностранных компаний в Российской Федерации, но и за рубежом2. Европейские студенты должны получать такие квалификации, которые дадут им возможность эффективно учиться дальше после бакалавриата в магистратуре и потом в докторантуре и работать по всей Европе. Это то, что называют "общим знаменателем европейского образования"3. Вместе с другими странами-участниками Россия станет разрабатывать сопоставимые квалификации по направлениям подготовки для всей Европы. Следующая цель Болонской Декларации — введение уровневой системы высшего образования. Это один из наиболее спорных аспектов введения Болонский процесс в России. Несмотря на то, что с момента подписания Россией БД пошло уже 6 лет, споры по поводу ведения системы бакалавр-магистр не утихают. Сторонники трехуровнего высшего образования указывают на очевидные выгоды такой системы, как для учащихся, так и для работодателей и государства в целом. Если говорить об общенациональных выгодах от реализации этого требования Болонского процесса, можно констатировать следующее. Аналогичные европейским российские образовательные степени бакалавр — магистр — доктор станут понятными не только в Европе, но и по всему миру. Предположительно в Россию пойдут дополнительные потоки студентов из стран Азии и Африки, так как диплом российских вузов станет вполне европейским, и будет полностью признаваться в едином образовательном пространстве. За счёт азиатских и африканских студентов будет создаваться потенциал притока мозгов.

Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности. Массовый охват высшим образованием сопровождается снижением уровня преподавания. При этом по сравнению с советским периодом, почти утроился прием в вузы и число поступающих в них — фактически сравнялось с числом выпускников средних школ. Ну, кому это надо? И при таком количестве дипломированных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остро необходимых стране…. Следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников учебных заведений работало по специальности. Речь, разумеется, не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании потребностей государства в необходимых ему специалистах. При этом полагаю также возможным заключение договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок. Не осталась незамеченной и связь уровня образования с уровнем доходов: Приоритетной для страны задачей была объявлена дальнейшая интеграция образования и научной деятельности и развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров, что лежит в русле общеевропейских тенденций. О конкуренции российского образования в году были высказаны самые противоречивые мнения. Готов биться об заклад: Вот вам и весь ответ. У нас есть традиции, методики, база, на их основе и нужно внедрять новое, для чего совсем не обязательно разрушать старое!. Давайте сядем и сверстаем программу подготовки так, чтобы российский выпускник получил право называться бакалавром или магистром. Повторяю, для этого не требуется революция. Достаточно взять наши учебные планы и сравнить их с западными. А через несколько недель на открытии научно-технологического симпозиума в США Стэнфорд, Калифорния министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил: На заседании Совета по науке, технологиям и образованию 25 октября того же года Владимир Путин тоже упомянул о важности интеграции российского образования в европейскую и международную системы в целом, отметил работу, идущую в рамках Болонского процесса, и поставил локальную задачу активнее заняться продвижением отечественных образовательных услуг и технологий на рынки других стран, и, конечно, прежде всего, имею в виду страны Содружества Независимых Государств, которые исторически связаны схожими традициями в образовании и науке; ведь Россия с традиционным одноступенчатым пятилетним циклом может рассчитывать только на постсоветские государства, для которых эта модель понятна.

Как и в других сферах социальной жизни, глобализация и модернизация бросают вызов российской системе образования. Неопределённость и противоречивость процессов реформирования российской системы образования во многом определяются нерешённостью вопросов о путях модернизации страны и общественного выбора. Сложившаяся бюрократическая система управления образованием поглощает и без того скудные ресурсы, выделяемые на образование граждан страны. То есть 27,4 млрд.

Тема: Причины и этапы вступления России в Болонский процесс

Содержание, темпы изменения знаний быстро меняются и нарастают, что делает труд преподавателей более сложным и напряженным, а значит, требуется более высокая его оплата. Зарплата профессора государственного вуза ниже средней по стране. Вместе со снижением зарплаты увеличивались педагогические нагрузки. Сегодня вузовский преподаватель вынужден работать в аудиториях в раза больше зарубежного коллеги и в 1, раза больше, чем в е гг. Уровень же его зарплаты в раз меньше, чем у первых, и в несколько раз меньше, чем 15 лет назад. Преподаватели вынуждены теперь работать одновременно в нескольких вузах. Такая зарплата снизила, и продолжает снижать, педагогическую мотивацию к высокоэффективному труду. В этих условиях большое число учёных и педагогов уехали, и продолжают уезжать работать в другие страны. Профессиональная эмиграция, то есть отъезд наиболее профессиональных, творческих личностей, составляла от тыс. Государственная собственность в результате приватизации в значительной степени стала принадлежать зарубежным гражданам. Продолжительность образования в России неуклонно сокращалась и, вероятно, будет сокращаться в соответствии с реальной политикой Министерства образования и науки.

Болонский процесс в России

По словам лидера КПРФ Г. Зюганова, в США трудятся 17 тысяч докторов наук, выходцев из нашей страны. Здесь у них здесь нет достойной работы и оплаты. Посчитано, что Россия теряет от 50 до 60 млрд. Практике отъезда наиболее образованных граждан России за рубеж можно было бы положить конец, привлекательными для учёных, разумными методами, но реально значимых шагов в данном направлении нет. В ещё большей мере проявляется неэффективность в использовании того научного потенциала человеческого капиталакоторый уже накоплен в стране.

болонский процесс в россии проблемы внедрения

По уровню экономического развития Россию авторы относят к группе стран третьего эшелона ВВП на душу населения менее 20 тыс. Вопрос присоединения России к европейским интеграционным процессам носит комплексный характер. В условиях рыночных отношений эффективность деятельности учебных заведений в системе профессионального образования определяется не только степенью востребованности выпускников разных уровней квалификации на рынке труда, но и знанием молодёжи реальной ситуации на рынке труда, умением искать работу и успешно представлять себя работодателю. Критерии качества высшего профессионального образования целесообразно рассматривать в теоретическом и практическом аспектах. В идеале оба аспекта должны быть двумя сторонами единого действия. Совместимость с европейским рынком труда должна различным образом отражаться в программах, в зависимости от того, когда после первой или второй степени были приобретены знания, умения и навыки, необходимые для работы. Возможность трудоустройства с учетом перспективы обучения в течение всей жизни будет достигнута лучше через ценности, присущие качественному образованию; через разнообразие подходов и профилей дисциплин; через гибкость программ, позволяющих иметь много возможностей вхождения "в" и выхода "из" них; через развитие межспециализационных навыков и умений, таких как коммуникация и языки; через способность мобилизовать знания, решать проблемы, работать в команде и развиваться социально. За последние годы удалось серьезно улучшить ресурсное обеспечение высшего образования. Финансирование только из средств федерального бюджета выросло почти в два раза: При этом за счет других источников, главным образом средств семей, в высшую школу приходят вполне сопоставимые средства. Это означает, что кризис серьезного недофинансирования системы высшего образования преодолевается, хотя до паритета с ведущими образовательными сверхдержавами еще далеко. Впервые за последние двадцать лет удалось запустить в федеральном масштабе программу поддержки ведущих вузов страны. Инвестиции в размере 37 млрд. Ситуация России характеризуется особыми тенденциями. Демографические процессы оказывают серьезное влияние на ситуацию в российском образовании на всех его уровнях. Демографический спад в наибольшей степени затронул общеобразовательную школу: Характерным для российского высшего образования является значительный возраст профессорско-преподавательского состава и менеджеров вузов: За последние годы оживился приток молодежи в вузы, но темпы естественного старения пока выше динамики обновления профессорско-преподавательских кадров.

При этом, как ни парадоксально, рост бюджетной обеспеченности не способствует обновлению кадров в образовании: Критическая оценка реализации Болонского процесса в Российской Федерации г. Информированность об уровне подготовленности бакалавра. Внедрение системы кредитов для учета объема учебной нагрузки студентов и преподавателей по типу ECTS. Введение модифицированной схемы — расчета учебного времени и педагогической нагрузки и штатов ППС. Создание института тьюторов — консультантов по академическим причинам. Контроля за выполнением индивидуального учебного плана предусматривается текущая аттестация, осуществляемая в различных формах. Болонский процесс — это движение, целью которого является создание единого образовательного пространства. Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:. Во всех развитых странах наблюдаются сходные тенденции в высшем образовании, поэтому часть назревших изменений в России объективно совпадает с рекомендациями Болонской Декларации.

болонский процесс в россии проблемы внедрения

Проблемы, стимулирующие Болонский процесс, во многом характерны и для России. Очевидно также, что самоизоляция от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы. В связи с этим следует объединять усилия по развитию образования, сохраняя при этом национальные достижения и традиции. Это позволит сделать российское высшее образование более конкурентоспособным. Необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта. Высшее образование в России обладает одной принципиальной особенностью, какой нет ни в Европе, ни в Америке — это сосредоточение элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Это создает принципиальную проблему подготовки специалистов современного уровня в регионах. Низкий уровень мобильности, связанный с низким уровнем доходов населения, противоречит одному из ключевых направлений развития, обозначенных в Болонской Декларации. Участие в Болонском процессе не означает унификации систем высшего образования, к тому, чтобы сделать более динамичным и отвечающим потребностям времени и рынок труда, и систему высшего образования. Среди задач Болонского процесса основной для России считается переход на двухуровневую систему. Введение двухуровневой системы предусматривает:. Первая ступень заключается в том, что обучение должно быть продолжительностью не менее трех лет. Реформационный процесс был вполне закономерен и ожидаем, поскольку оптимизация политической, экономической и социальной сфер жизнедеятельности государства должна была повлечь за собой перестройки и в кругу остальных общественных отношений. Важные шаги в первую очередь должны были произойти в содержательной и методической части, а не только на идеологическом уровне. Естественно, что происходящие перемены способствовали и модернизации управленческой системы вузов, а также внесению существенных изменений в нормативно-законодательную базу. На протяжении существования и развития России как единой современной державы европейские образовательные системы являлись образцовыми. Впервые механизм функционирования сферы образования в странах Старого Света нашел свое отражение и в отечественных высших заведениях ещё в середине 18 столетия. Этим можно объяснить нередкие проявления традиций в российских вузах, свойственных европейским школам. Схожесть проявляется и в структуре, и в тенденциях развития, и в содержательной деятельности. Огромную роль в реформировании системы образования сыграл новый внешнеполитический процесс. Болонский образовательный курс, к принятию и которого Россия шла на протяжении многих лет, соответствует государству, воспринимаемому передовыми европейскими державами в качестве достойного равноправного партнера. С распадом СССР и переходом российского государства к рыночной экономике действия руководства по обеспечению внутренних и внешних потребностей страны в профессионально подготовленных кадрах стали более активными и продвигались в направлении создания коммерческих вузов.

Только таким образом отечественная система высшего образования смогла бы конкурировать с другими представителями международного рынка образовательного спектра услуг. Наряду с перечисленными проблемами по содержанию и качеству образования существуют и трудности, связанные с ресурсным и социальным обеспечением интеграции:. Харитонов выделяют следующие проблемы, с которыми столкнулась система высшего профессионального образования России на пути реализации Болонской Декларации:. Неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков. Неготовность многих вузов к формированию новых компетенций выпускников, направленных на мобильность в рынке труда Екимова Т. Целый ряд проблем связан с тем, что образовательные стратегии Болонского процесса в России до сих пор четко не определены. Не разработана национальная стратегия в связи с присоединением к Болонскому процессу, не определена национальная идея интеграции России в единое европейское образовательное пространство. Одной из важнейших задач в рамках приоритетных направлений развития на - годы Коллегия назвала вхождение российской высшей школы в Болонский процесс. Деятельность в этой сфере должна была быть активизирована, в первую очередь по следующим направлениям:. Конкретизирующие положения этого плана были сформулированы Министром образования РФ В. В рамках достижения основной цели - обеспечения доступности, повышения качества и эффективности высшего образования и в контексте работы в рамках Болонского процесса - необходимо рассматривать как первый год системной работы в высшем образовании России по реализации следующих принципов Болонского процесса:. Одновременно предстоит начать работу по выстраиванию внутривузовских систем контроля качества в соответствии с общеевропейскими требованиями. В соответствии с этим приказом, в целях активизации и координации работ по вхождению российской системы высшего профессионального образования в европейское образовательное пространство, расширения контактов с рабочими группами иными структурами Совета Европы, ЮНЕСКО и других организаций, группа должна работать над решением следующих задач:. Руководство группой было возложено на Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации А. В ее состав вошли 28 человек, в том числе представители вузов, ряда министерств, Союза ректоров и ассоциации негосударственных вузов, других организаций. Каждый член группы несет ответственность за осуществление различных аспектов Болонского процесса в соответствии с принятым планом.

Создание этой группы стало первым шагом в процессе целостной и последовательной реализации положений Болонской системы в России. В Национальном отчете Российской Федерации о мероприятиях за - годы, подготовленном к совещанию министров образования стран-участниц Болонского процесса Берген, были названы следующие изменения в российском законодательстве, инициированные присоединением России к Болонскому процессу:. Наиболее значительные мероприятия, связанные с присоединением Российской Федерации к Болонскому процессу, были охарактеризованы в Отчете следующим образом: Российским университетом дружбы народов исследуются вопросы введения в Российской Федерации европейского приложения к диплому.

  • Рыболов спортсмен интернет магазин нижний
  • Купить лодку пвх повышенной прочности
  • Поплавки для небольшого течения
  • Прогноз клева в нижегородской области рыбхоз
  • В пилотном проекте по внедрению европейского приложения к диплому в - г. Вместе с другими странами-участниками Россия станет разрабатывать сопоставимые квалификации по направлениям подготовки для всей Европы. Следующая цель Болонской Декларации — введение уровневой системы высшего образования. Это один из наиболее спорных аспектов введения Болонский процесс в России. Несмотря на то, что с момента подписания Россией БД пошло уже 6 лет, споры по поводу ведения системы бакалавр-магистр не утихают. Сторонники трехуровнего высшего образования указывают на очевидные выгоды такой системы, как для учащихся, так и для работодателей и государства в целом. Если говорить об общенациональных выгодах от реализации этого требования Болонского процесса, можно констатировать следующее. Аналогичные европейским российские образовательные степени бакалавр — магистр — доктор станут понятными не только в Европе, но и по всему миру. Предположительно в Россию пойдут дополнительные потоки студентов из стран Азии и Африки, так как диплом российских вузов станет вполне европейским, и будет полностью признаваться в едином образовательном пространстве. За счёт азиатских и африканских студентов будет создаваться потенциал притока мозгов.

    болонский процесс в россии проблемы внедрения

    Высшее образование в России станет более гибким, система трех уровней более демократична. Так как степень бакалавра — это самодостаточный диплом, для определённого сегмента российских студентов получения высшего образования сократится до лет. Это будет означать некоторое сокращение расходов государства на финансирование бюджетных мест. Неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков. Неготовность многих вузов к формированию новых компетенций выпускников, направленных на мобильность в рынке труда. Усилия, в частности, необходимо сосредоточить на следующих областях деятельности: Размышляя о годе и последующем периоде министры констатировали, что продолжая свое развитие, Европейское пространство высшего образования будет и далее отвечать на вызовы глобализации, в связи с чем потребность в сотрудничестве будет существовать и после года. В связи с этим год рассматривается. Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Достижение стратегической цели и решение задач Программы обеспечиваются путем реализации системы программных мероприятий:.

    БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ

    В этих документах сформулированы следующие задачи. Развитие системы высшего профессионального образования ВПО на двух основных уровнях — бакалавриат и магистратура. Для достижения этой цели запланированы следующие мероприятия:. Минобрнауки должно разработать модели подготовки бакалавров и магистров с учётом особенностей профилей подготовки в ВПО, а также перечень направлений подготовки специальностей ВПО с учётом российских и мировых потребностей рынка труда. Введение приложения к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании Diploma Supplement. Отрицательное последствие Болонского процесса также коснулось и таких требований, как курсы по выбору студентов и балльно-рейтинговой оценке знаний учащихся. Что касается курсов, то это требование болонского процесса было выполнено, но опять же с формальной точки зрения. По факту же, в большинстве вузов это сделали не студенты, а руководство кафедрами, факультетами институтами. Студенты же в большинстве своем принимают их как обязательные, не особо разбираясь в тонкостях образовательного процесса и проводимых в стране реформ. Что же касается балльно-рейтинговой оценки, то здесь опять же несоответствие западной системы с российской. Таким образом, они свидетельствуют об уровне знаний независимо от названия предмета и направления подготовки.

    Войти с помощью:

    Добавить комментарий

    Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

    Вы ввели некорректные логин или пароль

    Войти с помощью:
    Извините, для комментирования необходимо войти.

    Выбираем лучший флагман на текущий момент

    Результаты

    места платной рыбалки в подмосковье карта Загрузка ...

    Keddr в социалочках



    Modal box

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: